Отчет #3. Путешествие по Европе: как мы примеряли «Итальянский сапожок».

Отчет #3. Путешествие по Европе: как мы примеряли «Итальянский сапожок».

Доброе время суток всем!

«В Италии во время тридцатилетнего правления семьи Борджа мы видим сплошной террор, убийства, кровопролитие, войны. Но та же эпоха дала нам Микеланджело, Леонардо да Винчи и Ренессанс. В Швейцарии мы видим сплошную любовь к ближнему, пятьсот лет мира и демократии. И что же из этого вышло? Часы с кукушкой.» — Орсон Уэллс.

Этот рассказ посвящен поездке в Италию. Идею поехать во время небольшого отпуска в Италию подсказал фильм «Холостые выстрелы», увиденный в рамках 32-го ММКФ: солнце, море, достопримечательности, природа, люди… Итальянцы – народ веселый, жизнерадостный, горячий и любящий праздники…. Хочется сказать вам, что отдых в Италии это не самое дешевое удовольствие, но туда надо ехать именно знакомиться со страной, ее народом, историей, а если выбирать просто отдых — купаться и загорать, то конечно только за этим в Италию ехать не стоит, т. к. для этого есть Турция, Египет, греция и т.п. Но в одном я точно уверен, что отдых там действительно стоит потраченных денег, конечно, если это сделано с умом. Ну, хватит лирики, перейдем к практике:

Что мы имеем:

  • Даты путешествия: 5/08/10 – 15/08/10 (11 дней)
  • Маршрут: Рим (3 ночи) – Неаполь (3 ночи, включая поездки на о. Капри и на Везувий + ночной выезд в Милан) – Белладжио (3 ночи) — Милан (1 ночь).
  • Бюджет: ~1000 евро на человека.

БИЛЕТЫ И БРОНИРОВАНИЯ

>>>САМОЛЕТ<<<

Поскольку на дворе «горячий» сезон, к тому же до поездки остался всего месяц, соответственно, рассчитывать на дешёвые регулярные рейсы очень сложно, это вопрос больше везения.. Например, билеты от Alitalia или Аэрофлота обошлись бы нам в 23000 руб. на человека туда-обратно. Но в среднем эти рейсы не очень удобные (поздний вылет и ранний прилет, теряешь 1,5 дня). В итоге, решили лететь с пересадкой и с вылетом в четверг (обычно у авиакомпаний самые дешевые билеты продаются именно со вторника по четверг).

При поиске билетов в основном ориентировались на результаты поиска на сайте www.AnyWayAnyDay.com, а уже потом смотрели билеты непосредственно на сайте перевозчика. К билетам присматривались в течение недели, самый дешевый вариант был у авиакомпаний AirMoldova и AeroSvit – 27 т.р. и 29 т.р. соответственно, на двоих. Пока думали, у AeroSvit билеты уже кончились, а у AirMoldova не понравилось время вылета. В итоге после обсуждений и перетрясок решили лететь а/к Lufthansa — удобное время вылета и аэропорт вылета (сейчас ситуация с Шереметьево напряженная), ожидание между рейсами небольшое, да и компания одна из лучших.

Вот что получилось — 2 билета по маршруту Москва-Рим / Милан-Москва обошлись нам в 33148 руб. со всеми сборами и налогами, т.е. 16574 руб. на человека:

1) 05/08/10 - 13:10-14:20 – Москва, Домодедово –Мюнхен (2) 
2) 05/08/10 - 14:00-16:30 – Мюнхен (2)  Рим, Фиумичино (3)
3) 15/08/10 – 19:15-20:20 - Милан, Malpensa (1) - Мюнхен (2)
4) 15/08/10 – 21:25-02:30+1 - Мюнхен (2) – Москва, Домодедово.

С начальной и конечной точкой маршрута определились.  Следующий этап – определить дни переезда между городами Рим-Неаполь и Неаполь-Милан, а также дни поездки на о.Капри и озера Ломбардии.

>>>ПОЕЗД<<<

Мы посовещались, посчитали и решили, что остальную часть маршрута мы будем преодолевать посредством железной дороги. Почему не бюджетные авиакомпании? Потому что в приоритете у нас главное это время (а времени для поездок в аэропорт требуется не мало), плюс ко всему немного сэкономим на отеле. Разница по деньгам получилась не значительная, а экономия по времени – огромная (поезд от Рима до Неаполя идет 1-2 часа (зависит от типа электрички), от Неаполя до Милана (ночной поезд) – 11 часов, по деньгам – 28 евро  и 86 евро соответственно (в одну сторону), на двоих, с учетом скидки 30%!!! Итальянские железные дороги предоставляют своим клиентам хороший сервис при приемлемых ценах.

Покупка ж/д билетов через сайт TrenItalia.

Все бронирования связанные с железной дорогой можно сделать на сайте итальянской железной дороги TrenItalia. Все билеты продаются без комиссии, так что цена будет везде одинаковой (и в интернете, и в кассе, и в автомате).

Отмечу, что при покупке нескольких билетов с одной карты, платеж может не пройти. Система, в целях безопасности блокирует платежи с кредитных карт, выпущенных за пределами ЕС. У нас так и случилось – «Payment has been denied», одни билеты удалось купить, ну а потом не смогли, пришлось прибегать к помощи зарубежных друзей.

Чтобы разобраться в чем проблема и почему блокирутся платеж, написал им на почту areaclienti@trenitalia.it и рассказал о всех проблемах, ответ получил уже на следующий день, где любезно объяснили что, для оплаты картой нужно сначала выслать им копию паспорта по факсу или по электронной почте, номер телефона и ID пользователя сайта (логин). Всю требуемую информацию я им отправил и через 2 дня компания предоставила возможность совершать платежи.
И так, после того, как вы ввели данные платежной карты и оплата прошла успешно, в течение 1-2-х минут вы получите письмо. Его рекомендуется распечатать, а также pdf-фаил (электронный билет) из личного кабинета. Перед посадкой его следует прокомпостировать и предъявить контролеру в поезде, по требованию — в билете имется штрих-код, который он считает и есть еще PNR код, который подтверждает, что это ваши места. Сейчас билеты отчасти именные – там указывается имя покупателя и имя путешественника, сделано это в наших целях, для предъявления в посольстве при запросе на визу. На вокзале распечатывать дополнительные билеты не нужно!!! Советую воздержаться от заказа доставки билетов на дом «Почтой России», очень рискованно не успеть по срокам! Средний срок доставки билетов —  2,5 недели.

Что касается основных тарифов и скидок. Сейчас на внутренние поезда действует такая тарифная система:

Тар иф: Flessibile: бесплатное изменение условий бронирования до самого момента отправления     поезда. В течение 24-х часов после отправление, возможно частичное изменение бронирования и частичная компенсация билета.

Тариф: BASE: возможно одно изменение условий бронирования, до одного часу после отправления поезда. Частичная компенсация билета в течение часа после отправления поезда.

Тариф: meno15: 15% скидка от тарифа Base при условии бронирования за 7 дней до даты поездки. Ограничение по количеству мест. Возможно одно изменение в условиях бронирования за 3 часа до отправления поезда и частичное возмещение стоимости билета (до 80%) в течение 24-х часов до отправления поезда.

Тариф: meno30: 30% скидка от тарифа Base при условии бронирования за 15 дней до даты поездки. Ограничение по количеству мест. Возможно одно изменение в условиях бронирования за 3 часа до отправления поезда и частичное возмещение стоимости билета (до 80%) в течение 24-х часов до отправления поезда.

Помимо этих тарифов, можно выбрать из списка в выпадающем меню другие специальные тарифы, но это уже другая история.

Дополнительная важная информация: еще раз повторю, что перед посадкой на поезд все билеты (не зависимо от его вида) компостируются в специальных автоматах (либо на вокзале, либо на перроне). Если вы не прокомпостировали билет, то можете нарваться на штраф в размере от 8 до 60 евро. В принципе билет можно купить и у контроллера, причем он будет дороже на сумму того штрафа. На поезда Eurostar в Италии билеты компостировать не нужно — они действительны только на проезд в данном поезде и на время, указанное в билете. В остальных поездах все билеты действительны в течение 2-х месяцев от даты покупки (очень удобно, если вы заболели или возникли непредвиденные обстоятельства), или 48-часов с момента компостирования (в зависимости от тарифа!). Для путешественника это особенно удобно, ведь за 48 часов можно прогуляться по нескольким городам, и доехать до конечного пункта на следующем поезде, за те же деньги.

>>>ОТЕЛИ<<<

В данном разделе, наверное, ничего нового для вас здесь не будет, все бронирования мы делали через сайт www.booking.com. Но перед бронированием проверяли стоимость номера непосредственно на сайте отеля, так, на всякий случай. Цены у компании оказались значительно ниже, да и у посольств к бронированию на этом сайте претензий нет. Главное не забудьте в пункте “Guest Name” указать не только имя вашего спутника, но и свое имя, т.к. проверено на личном опыте, сотрудники посольств придираются к этому пункту, поскольку, лицо, сделавшее бронь, не обязано жить в этом отеле.

ПОЛУЧЕНИЕ ВИЗЫ

Оформление документов для Шенгенской визы в Италию – весьма трудоемкое занятие, но, по сути, мало чем отличается от оформления виз в иную другую европейскую страну. Но когда это уже не первая поездка в Европу, то заниматься этим вопросом от раза к разу становится проще.

Документы принимает Визовый центр Италии в Москве. Следует отметить его сайт — в высшей степени «дружелюбный» и логичный, содержит всю необходимую информацию обо всех требуемых документах, с образцом заполнения анкеты. Нас же интересует туристическая виза, со списком документов и требованиями к ним можно ознакомиться здесь. Перед подачей документов необходимо заранее записаться на прием по телефону +7 (495) 229 29 01 (звонок бесплатный). Обратите внимание, что анкету необходимо заполнить на английском или итальянском языке! Перед сдачей документов, проверьте весь пакет, лучше взять лишнего, чем не донести, т.к. потом доложить документы уже будет нельзя.

Стоимость услуг Визового центра – 1000 рублей за каждого заявителя, оплачивается услуга на месте. Визовый сбора в размере 35 евро, необходимо оплатить в банке «Банк Интеза» до подачи документов, где ко всему возьмут еще 2 евро за услуги!!! Правда, потом выяснилось, что визовый сбор можно было оплатить в центре. Подтверждение о выдаче визы мы получили через 4 дня.

В качестве предисловия к моему отчету, сделаю признание, что в эту непродолжительную поездку по Италии мы отправились практически неподготовленными, то есть ехали мы туда и толком не знали, в какой из дней, чем будем конкретно заниматься и что смотреть. Это на меня не похоже вообще, обычно программа на каждый день расписана чуть ли не по минутам, но в данном случае наш своего рода пофигизм оказался очень даже кстати. И так, начнем!

День 1-й < 05.08.10 >
Маршрут < Москва – Мюнхен – Рим>
Расстояние < 2870 км. >

На часах 13:40. Борт самолета А320-200 а/к «Lufthansa», место 19B. Пункт назначения: Мюнхен.

Семь часов назад… Мокрая от пота постель. Кислород практически на нуле. Дым. Мгла. Непомерное желание вырваться, наконец, из этого московского ада.

В аэропорт добирались на метро, поскольку времени у нас в запасе было достаточно, решили немного сэкономить (маршрутка от метро Домодедово до аэропорта — 100 руб. с человека). Выдвинулись из дома в 9:40 и уже в 11:10 были в аэропорту Домодедово. Все формальности были пройдены быстро, без нервотрепки, в общем — в удовольствие. Много магазинчиков, кафе, приемлемые цены, все это способствовало приятному ожиданию посадки.

Немцы как всегда пунктуальны — вылет минута в минуту.

13:20… разбег… отрыв… взлет. На одиннадцать дней работа заталкивается глубоко на периферию сознания, мы погружаемся в чтение путеводителей, втайне предвкушая ожидающие нас приключения и удовольствия.

Через 40 минут нам подали обед: рис с овощами или спагетти, овощной салат, большой выбор напитков (включая алкоголь!) и, конечно же, десерт. В общем, было очень вкусно и сытно.

И вот он долгожданный скрежет шасси. Посадка. На аборигенских: 14:15. Международный аэропорт Мюнхена встретил  нас пасмурной, дождливой и прохладной погодой. Уже успел забыть, как это бывает. Все в кофточках, джинсах, а мы такие-растакие, в майках и шортах. Однако, хочется что-то среднее, между московским зноем и смогом, и мюнхенским дождем и прохладой.

Путь до стыковочного рейса (Gate 63) оказался не близким, занял 35 минут ускоренным шагом, включая прохождение паспортного и предпосадочного контроля.

Один практический совет: чтобы не терять время на ориентирование в аэропорту, при подлете слушайте стюардессу — они обычно объявляют номер гейтов для транзитных пассажиров и прочую необходимую информацию или по прилету сразу идите к стойке информации (с буквой «i»), где вы покажите свои посадочные талоны на транзитный рейс и вас сориентирую куда идти. Вообще, терминал у Люфганзы удобный и не огромный, в нем легко ориентироваться по указателям и всевозможным стрелочкам.

Посадку на рейс задержали на 30 минут. Перелет по маршруту Мюнхен-Рим выполнял партнер а/к «Lufthansa» а/к «Air Dolomiti», на самолете Embraer 195. Самолёт стремительно набрал высоту и вот мы уже парили в небе по направлению к солнечной Италии.

На подобном самолете летать еще не приходилось. Понравилось, что ряды здесь двухместные и широкие места, очень удобно и еще, он не так высоко летит, иногда из иллюминатора открывались хорошие виды. Через 30 мин после взлета подали небольшой десерт и напитки. Два «но», первое — практически весь путь немного потряхивало, при прохождении дождевого фронта; второе — очень долго ждали выдачу багажа, 45 минут!

Впрочем, на этом наши неурядицы закончились, практически, и мы заслуженно вступили в свою сказку.

Итак, конечный — начальный пункт назначения практически достигнут: аэропорт Леонардо да Винчи, Фьюмичино (Aeroporto Leonardo da Vinci di Fiumicino, коды по IATA: FCO, по ICAO: LIRF).

Немного слов об аэропорте:
Всего в аэропорту три терминала попасть из одного, в другой можно воспользовавшись бесплатным шатлом аэропорта. На первом этаже служебного здания расположено бюро находок. Во всех трех терминалах есть справочные, обычные и автоматические. Важная вещь для путешественника – камера хранения, она находится в зоне прилета международных рейсов терминала C. Работает каждый день с 6.30 до 23.00. Оставить можно обычный чемодан размерами 110x80x40 см и весом до 55 кг до 7 часов = 2 EUR, от 7 — 24 часа = 3, 5 EUR. За багаж, превышающий этот вес плата 6 ЕUR в день. ВНИМАНИЕ! Единственным документом, подтверждающим то, что Ваш багаж находится в камере, является чек, который выдается Вам при сдаче и оплате багажа. С картой аэропорта можно ознакомиться здесь.

Еще несколько минут и мы в Риме. Из аэропорта до города решили добираться на аэроэкспрессе «Leonardo Express«,  это быстро, а заодно захотелось сравнить «наше» и «не наше».

Ж/ станция находится прямо в аэропорту. Все вагоны в нем 1-го класса. Однако с виду и не скажешь: снаружи малость помятый и изрисованный.  Весь путь в 35 км. он преодолевает за 30 минуту без промежутных остановок, скорость порой достигает 95 км/ч (если верить экрану в салоне). Пребывает он на центральный вокзал Roma Termini. Обойдется вам это удовольствие в 14 евро с человека.

Как альтернативные варианты — автобус и электричка FR1 (до станции Трастевере) по 8 евро, в пути около часа.

Уррра! «Поезд прибывает на конечную станцию RomaTermini»,- вещает нам радио.

Еще 10 минут и мы в отеле. Отель B&B «Gladiator Rooms» находится прямо у станции метро Vittorio Emanuele и в 10 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала Термини, что обеспечивает ему отличное транспортное сообщение со всем Римом. Находится он за огромной дверью, которая ведет в симпатичный внутренний дворик. Корпус ‘А’ будет слева от входа во двор, далее следует подняться на 2-ой этаж, на двери имеется название отеля. Нас встретил дружелюбный индус, все рассказал-показал и вручил 4 ключа от 4-х заветных дверей и купоны на завтрак. Показал телефон для экстренной связи и ушел (появляется он только при вселении или выезде). Номерной фонд — 5 шт. Номером, в общем, остались очень довольны, жалко что окна были на дорогу, а не во двор, если открыть окно, будет очень шумно. Один минус у таких типов отелей: поскольку они рассчитаны на не долгую остановку, поэтому уборка каждый день там не происходит. О номере судите по фото.

Закинув вещи в номер, мы решили поужинать и отпраздновать начало нашего короткого отпуска в Италии в небольшом ресторанчике, а затем отправились на пешую прогулку по ночному Риму. Так как на дворе уже был поздний вечер, то в первый день далеко не пошли – ограничились прогулкой по ближайшим окрестностям, а именно до Колизея. Уже столько его фотографий было увидено, столько отзывов о нем прочтено, что казалось, удивить он уже не может. Быть может, оно бы так и было, если бы Колизей не появлялся в поле зрения внезапно. Выходишь из парка, из метро или поворачиваешь из-за угла и вот он весь такой перед тобой! Ночной Колизей с таинственной оранжево-красной подсветкой произвел на меня большее впечатление, чем днем. Мы подошли вплотную к серой стене и, положив руки на античные камни, я задрал голову: именно так легче всего осознать его масштаб. И с чувством глубокого удовлетворения, мы прогулялись вокруг Колизея и отправились спать.

Совет: Для тех, кто в Риме планирует пробыть не менее трех дней, рекомендую воспользоваться Roma Pass — это проездной на все виды транспорта на 3 дня + «проездной» для музеев (не всех): первые 2 музея бесплатно, остальные за пол цены, действует 3 дня. Стоимость: 25 евро. Подробнее можно прочитать здесь или здесь. Его можно купить через интернет и получить в кассе, например, Колизея или купить непосредственно там, либо в информационном центре аэропорта и туристических офисах города. Окупит он себя в том случае, если вы планируете посещение основных музеев и достопримечательностей Рима, а также передвигаться по городу на транспорте. >

> Ужин: ресторан «Ristorante Da Nino», Via Merulana 74, Rome. Средняя стоимость счета  — 15 евро/чел.

День 2-й < 06.08.10 >
Маршрут <Rome>

«Buon giorno, ragazzi» — с этих слов, начинался у нас каждый день.

На римских 09:00. Выбравшись из отеля после лаконичного завтрака, мы тут же окончательно осознали, что отпуск-то начался. Завтрак на самом деле, очень скромный – кофе и круасан, но очень вкусные, очень.

Погода радовала как никогда и способствовала длительным пешим прогулкам — с утра +21 (днем было +27, малооблачно, легкий прохладный чистый ветерок).

Сегодня мы полностью отдаемся в объятия истории и отправляемся покорять Вечный Город, Рим №1- город, пропитанный историей и легендами. Нашим личным гидом по Италии мы выбрали путеводители «Дорлинг Киндерсли». Эти путеводители на протяжении всей поездки помогали нам с выбором варианта исследования достопримечательностей,  здесь и их детальное описание, и полезная информация, и всевозможные советы и т.д. Из платных осмотров достопримечательностей был только подъем на смотровую площадку монумента Витториано (Il Vittoriano). Сооружение, которое в народе прозвали “Пишущей машинкой”, располагается в центре Рима на площади Венеции. Не заметить этот огромный монумент из белого известняка невозможно. С его смотровой площадки открывается прекрасный вид на город, особенно его историческую часть. Стоимость посещения площадки  — 7 евро, рекомендую.

На Рим сверху можно также взглянуть, если подняться на самый высокий купол Собора Святого Петра в Ватикане или взобравшись на холм Пинчо с Пьяцца дель Попполо, откуда далее можно добраться до виллы Боргезе.

Я не большой любитель всевозможных руин, развалин и т.п. остатков былой роскоши. Однако в Риме они просто поразили мое воображение своим размахом. Невероятно, что все эти огромные, сложные и просто гениальные во многих отношениях сооружения были созданы несколько тысяч лет назад. Без подъёмных кранов, грузовиков, вертолётов и прочих технических средств.
Чего только стоит Римский форум, место, мимо которого не пройдешь. Однако осмотр этой достопримечательности, мы оставили на следующий раз, хотя энергетика этого места так и манила к себе. Кто тут только чего-нибудь не строил, кого тут только не убивали и хоронили! А ведь когда-то здесь было болото, которое пришлось осушить, прежде чем заниматься строительством. Для того, чтобы только перечислить все арки, храмы и административные здания, а так же тех, кто затеял строительство и перестройки всех этих сооружений, потребуется не одна страница, да и не входит это в мои планы. Самая загадочная реликвия, которая приютилась рядом с аркой Септимия Севера, неподалеку от входа в Курию (место заседания Сената), это знаменитый черный камень, первый письменный источник латинского языка. Считается, что под «lapis negrum» находится могила основателя Рима, Ромула. К сожалению, от всего этого великолепия мало что осталось.

В Риме, как и в целом по Италии, очень много храмов, церквей и монастырей. Они разные и замечательные! В Риме мы бродил по храмам, церквям и базиликам с замиранием сердца и открытым ртом. Там невероятно красиво. Там особая атмосфера. Каждая церковь, словно художественная галерея. Там не хочется шуметь, хочется сесть в уголке и наслаждаться. Наслаждаться теми произведениями искусства, что там есть. А потом тихонько встать и снова выйти в мир.

Хочу обратить ваше внимание на храм, точнее то, что от него осталось — храм Весты, что находится в Римском Форуме. Очень уж меня тронула история весталок, прочтенная чуть позже. Девочки, которых выбирали в богатых семействах, должны были служить богине 30 лет. Первые десять они обучались, вторые десять лет исполняли сложные религиозные обряды, и последние десять лет обучали новых жриц. И все это время они должны были хранить девственность. Соблазнить весталку — это было страшное преступление, за него казнили. А вот с самими весталками, нарушившими обет, все было сложнее. Служительниц богини убивать было нельзя, но и без наказания оставлять тоже. Изворотливый ум римских юристов придумал замуровывать их в подземных казематах живыми. После 30 лет службы весталки уходили на покой, окруженные уважением. И некоторым даже удавалось выйти замуж.

К концу дня, налюбовавшись вдоволь на останки величественных зданий Вечного Города, я окончательно утвердился в мысли, что в древние века Рим населял совершенно другой народ – трудолюбивый, храбрый, талантливый и предприимчивый. Сейчас же город заполнили современные итальянцы – сверх эмоциональные, шумные, весёлые, но бардачные, бестолковые и высокомерные (особенно официанты). Это они разобрали шедевры архитектуры и построили из них свои резиденции и дачи, перекроили их под свои повседневные нужды, и только сейчас, сообразив, что на них можно делать деньги, неспешно восстанавливают старинные здания и показывают их туристам за деньги.

И перед тем, как отправиться в отель, заскочили к фонтану Треви, полюбоваться его ночной подсветкой.

> Обед: закусочная «Giggetto 2 SRL», V.S.Angelo in Pescheria 13/14, Rome. Средняя стоимость счета  — 10 евро/чел.

> Ужин: ресторан «Hostaria De Pastini», Via Dei Pastini 128, Rome. Средняя стоимость счета  — 17 евро/чел.

День 3-й < 07.08.10 >
Маршрут < Rome>
Расстояние < 30 км. >

Сегодня за завтраком, как ни странно, нас посетило чувство пресыщения. Только не спешите делать поспешных выводов, все совсем на оборот. Это как в художественной галерее, где через несколько часов хождений по залам начинает кружиться голова от несметного количества картин разных стран и эпох, разных стилей и направлений. Здесь же голова начинала кружиться от обилия достопримечательностей на один квадратный метр. Весь Рим представляет собой гигантский музей под открытым небом, и экспозиции в этом музее отнюдь не разделены по эпохам, здесь все стоит вперемешку, а поэтому трудно сконцентрироваться на чем-то определенном и не растеряться в бесконечной череде архитектурных шедевров. После римских развалин было приятно вернуться к жизни современной. Отправляемся в Рим №2 – город современный, суетливый, совершенно не производящий впечатление «вечного».

После очередного скромного завтрака, мы решили на дорожку немного закупиться в супермаркете, благо он находится через дорогу напротив. После чего, отправились к церкви Санта-Мария-Маджоре (интересный факт: исповеди в ней, проводятся на нескольких языках — итальянском, английском и испанском), откуда отправляются туристические автобусы, чтобы совершить обзорную экскурсию по основным местам Рима с ветерком. В качестве перевозчика была выбрана компания City Sightseeing Tour. Причины выбора: большая маршрутная линия.

Rome City Tour : стоимость билета- 18 евро на человека, без ограничений по количеству поездок в течение двух дней. Продолжительность полной поездки: Line A 110 минут, Line B80 минут.

Вовремя поездки сделали остановку в Ватикане (если вы планируете добираться сюда на метро, то ваша станция «Ottaviano- S.Pietro»). Сразу скажу, что не надевайте короткие шорты/юбки (выше колен) и майки, только футболки (чтобы закрывали плечи), иначе перед входом вас развернут назад. С этого года Ватикан ввел это правило не только для туристов, но и для всех местных жителей. Как вариант, взять с собой соответствующую одежду для переодевания (что мы и сделали, переодевались между колонн).

Очереди в собор святого Петра не было, весь «путь» занял ровно пять минут (три года назад, в сентябре, он занял все 2 часа!). Да и в целом впечатление сложилось такое, что основная масса туристов — это сами итальянцы, чуть поменьше – немцев, французов и азиатов.

Информация для тех, кто планирует подняться на купол Собора Святого Петра: стоимость входа — 5 евро и затем 200 ступеней пройти пешком  или за 7 евро вы можете подняться на лифте, однако после лифта вас ждут еще 320 ступенек по весьма извилистым проходам.

Скажу наперед, что было очень мало туристов для такого сезона, очередей нет даже в раскрученных местах. Словно, кризис еще не прошел, процветает внутренний туризм.

От Ватикана мы отправились в сторону замка Святого Ангела (Castel Sant’Angelo — Кастель Сант-Анджело). На мой взгляд, это одна из красивейших римских достопримечательностей. За плату в 5 евро здесь можно получить все тридцать три удовольствия  – погулять по галереям, украшенным оригинальными фресками и полюбоваться выставленными предметами интерьера, насладиться видами с крыши и, конечно же, сделать отличные фото на фоне. Еще лучше – запечатлеть себя вместе с непобедимым Ангелом, вкладывающим свое оружие в ножны и взявшим под свою защиту Вечный Город.

Последняя часть нашей программы на сегодня была прогулка по Via del Corso до Piazza del Poppolo, откуда мы поднялись на холм Пинчо, где сделав несколько фото и побродив по садам Пинчо, спустились вниз на площадь Испании и затем прошлись до Пьяцца Навона.

И для приятного завершения римского уикенда, мы полностью проехались по всему маршруту Linea A, поездка заняла 1 ч. 15 мин.

К сожалению, не удалось попасть в церковь Basilica di Santa Maria in Cosmedin, где хранится круглая мраморная плита с изображени­ем маски ТритонаBocca della Verità. Истинное предназначение ее неизвестно: либо это часть фонтана, люк от канализации или «детектором лжи». Последний вариант мне больше нравится, так по преданию, если положить руку в рот божества и соврать, то божество откусит руку. Вот здесь, наверное, была самая большая очередь, которую мы наблюдали за все время поездки.

P.S. Скажу вам по секрету (о котором я узнал уже по возвращению домой), как можно попасть на территорию Ватикана, куда обычно не пускают и в этом вам помогут волшебные слова «Campo Santo Teutonico». С подробной инструкцией можно ознакомиться здесь.

> Ужин: ресторан «Pizzeria da Michele», Via Merulana 236, Rome. Средняя стоимость счета  — 13 евро/чел.

***   ***   ***

Полезная информация для тех, кто будет передвигаться на метро.

В Риме не очень здорово с транспортом, а с метро — так совсем беда. В Римском метро две ветки, которые соединяют окраины с центром. Но сам центр очень большой, и разные точки центра между собой линиями метро не соединены. Получается, например, до фонтана Треви от ближайшей станции идти 10 минут, а до Пьяцца Новона итого 25. Муниципалитет честно лет уже лет 10 пытается отстроить третью ветку, но попытка копнуть в центре несколько метров неизбежно оборачивается находкой очередных развалин возрастом в пару тысяч лет.

В Риме действуют следующие билеты на общественный транспорт (метро, автобусы, трамвай и троллейбус):

1) Билет на 1 поездку: Biglietto semplice B.I.T.
Стоимость: 1,00 Euro
Действует 75 min с момента первого компостирования, действителен ТОЛЬКО на 1 поездку на метро и неограниченно на остальные виды общественного транспорта.

2) Билет суточный: Biglietto giornaliero B.I.G.
Стоимость: 4,00 Euro
Действителен с 00.00 до 24.00 неограниченно на все виды общественного транспорта

3) Билет на 3 суток: Biglietto per 3 giorni B.T.I.
Стоимость: 11,00 Euro
Действителен 3 суток неограниченно на все виды общественного транспорта

4)     Билет на 7 суток /недельный/ Biglietto settimanale C.I.S.
Стоимость: 16,00 Euro
Действителен 7 суток неограниченно на все виды общественного транспорта.
В билеты /за исключением на 1 поездку/ надо ОБЯЗАТЕЛЬНО вписать свои данные — Фамилию, имя и дату рождения

***   ***   ***

P.S. Общие впечатления  о Риме, противоречивые, не всегда приятные, но, безусловно, интересные. С удовольствием туда ещё вернусь!

Рим – многоликий город – древний, современный, ночной. Рим — сокровищница всевозможных шедевров и не только.

Возможно, итальянцы не такие гурманы, как французы, но им тоже определённо есть чем похвастаться. Здесь подают, как мне показалось, самый вкусный и неповторимый в мире кофе, особенно такой ароматный Cappucco (каппучино). Я не знаю, как они его готовят, но он имеет какой-то свой неповторимый вкус и аромат.

Здесь самое вкусное мороженное в мире (и большое). Лично сам употреблял по три порции в день, да и вообще нигде не видел столько взрослых людей с мороженым.

Про вина тоже можно говорить долго и с удовольствием. Не надо забывать и о местном пиве, особенно о Nastro Azzurro. Классическое итальянское пиво вообще вещь сама в себе. Мы каждый день приговаривали на сон грядущий чего-нибудь из этого. Безумно вкусное и познавательное окончание дня, скажу я вам!

В целом там неприлично вкусно готовят, особенно чуть в стороне от главных туристических улиц и площадей.

Ко всему этому, здесь, наверное, самое большое скопление дорогой оптики висящей на плечах туриста (других таких мест я пока не видел), если в обычных европейских столицах туристам продают статуэтки, магнитики, сумки с надписями «Prague» или «Paris», то в Риме прямо на улицах туристам продают еще и фотоштативы, объективы и т.д.! Даже иногда было стыдно доставать свою мыльницу, но когда обнаруживаешь туриста с одноразовым пленочным фото, на душе сразу становится легче.

Сами итальянцы любят говорить громко, ну очень громко, словно прокладывают акустический тоннель сквозь посетителей магазинов или толпы туристов на улице, сообщая кому-либо что-либо. А на другой стороне кто-то не может понять ни слова! Об этом он/она и кричат обратно через всю толпу. Не обращая внимания на других.

В Риме часто можно встретить среди относительно новых зданий огороженные руины, которые не подписаны и непонятно почему не реконструированы или убраны, так откровенно … Так РАЗВАЛЕННЫЕ и лежат, как будто бы и никому не нужны. Среди руин живут только кошки, их там очень много, всех мастей — неотъемлемая черта повседневного римского пейзажа! Их мохнатые тушки, снуют туту и там, словно охраняют остатки древности от грызунов (уж лучше они, чем московские собаки).

Еще Рим хорош мелочами. Эспрессо тут наливают по 20 грамм ровно на глоток, и называют его «Café Normale», а все эти американо и латте приносят с плохо скрываемым видом сострадания ущербному туристу, зонтики при входе в магазин или бар принято оставлять у порога, а заправки самообслуживания непросто отличить от газетного киоска. Цветочница, предлагающая крошечные розочки по 10 евро за штуку, когда через дорогу метровые стоят 5. Гиды-экскурсоводы, продающие за 50 евро билеты в Базилику Святого Петра в Ватикан без очереди, хотя ежу понятно, что вход в Базилику бесплатный. Два куска хлеба к обеду, напротив которого потом в счете внезапно оказывается 2-4 евро. Небольшая бутылочка воды стоит как минимум 1 евро, а в туристических местах и того дороже, но как выход из положения — краны с прекрасной водой, которые разбросаны по крупным городам Италии, особенно в Риме! Вода в них очень даже вкусная и чистая, а главное – холодная.
Наверное, без всего этого Рим потерял бы часть своего очарования.

День 4-й < 08.08.10 >
Маршрут < Рим — Неаполь — Везувий>
Расстояние < 230 км. >

Пришлось вставать рано, радовало то, что вокзал был рядом.

Мы, в общем, остались довольны и нашим отелем, и районом, где он находился. Спокойный, красивый, с развитой транспортной сетью, все в шаговой доступности и не дорогие ресторанчики, где питаются сами итальянцы, а они, как известно, знают, где поесть вкусно и не дорого.

Поезд подали на посадку с 5 минутной задержкой. Расчетное время в пути — 2 ч. 10 мин., стоимость — 14 евро с человека с учетом скидки (экспресс идет 1 час и стоит в 2 раза дороже). Еще раз отмечу, что постарайтесь билеты покупать заранее, по возможности через интернет. Что мы и сделали, т.к. сев в поезд, стало пятно, что все места были заняты, даже в проходе (вагон поезда состоит из своего рода купе с 6-ю мягкими сидячими местами + откидные места в проходе вагона).

Заняв свои места, и только удобно расположившись, в купе врывается итальянка, без «здрасти-извините», что-то кричит и тыкает билетом, оказалось, мы сели на ее место, но другая парочка итальянцев ей что-то объяснили и она села на другое место. Оказалось, что путаницу с заниманием места вызвал другой итальянец, занявший место не в своем купе и спокойно при этом спал. Как нам потом объяснили,»правильные» итальянцы любят занимать свои места согласно купленным билетам, да бы не иметь проблем с контролерами.

Во время пути, наслаждались прекрасным разнообразием видов за окном поезда! Счастливого пути!

Скажу наперед, что мне Неаполь понравился не сразу (так было и с Римом, когда посетил его в первый раз 3 года назад). Контраст по сравнению с Римом поразительный. Я ожидал увидеть нечто другое, а на самом деле это оказался достаточно грязный и суетной город. Единственное, что его спасает, Неаполитанский залив, море с видом на Везувий и историческая часть города. Виды вокруг чудесные. Обстановка вокруг моря напомнила Москву-реку, где примерно такой же хаос. Неаполь меня сильно пугал, прогуливаясь по его улочкам, всегда был на стороже. Однако вопреки обычаю местных жителей, меня, слава богу, не убили и не ограбили.

Поезд прибыл согласно расписанию на центральный вокзал Napoli Сentrale.

Площадь Гарибальди в любое время дня кишит народом, и это неудивительно: здесь и центральный вокзал, и автовокзал, и терминал отправления поездов в Помпеи-Сорренто, и станции метро и кольца сразу нескольких городских маршрутов, все это просто обязывает площадь служить пересадочным пунктом для кучи людей. Чтобы не запутаться в местных хитросплетениях, нужно знать, что точкой для ориентирования служит вокзал, с которого поезда уходят во все части Италии; отправиться в поездку к развалинам Помпей и далее по Амальфитанскому побережью можно со специального вокзала Циркумвезувианы, который расположен в правом от входа крыле обычного вокзала; чтобы уехать куда-либо на автобусе, надо искать в центре площади, среди общего хаоса и разношёрстной парковки, соответствующие таблички, а ещё лучше руководствоваться надписями на лобовом стекле стоящих автобусов. Ну а метро расположено прямо под площадью,

Направляемся в отель, крепко держимся за сумки.

Отель «Hotel Diamond»*** находится в 10 минутах от вокзала. Район грязный и шумный, безумные азиатские рынки, но его расположение что надо. Не очень хотелось ехать куда-то далеко. Отель новый, все еще пахнет мебелью. Номера просторные, комфортные, с отличной шумоизоляцией. В общем, все что надо, ничего лишнего! Плюс, бесплатный интернет (в холле). В общем условия и обстановка в отеле отличные, а как говорится, каковы условия, таков и настрой для осмотра города, так что лучше малость переплатить, чем ютиться в конуре.

В планах на сегодня — посещение Везувия.

Решили быстренько кинуть вещи, перекусить и в путь. Но не тут-то было, с местом для перекуса возникли проблемы. Все было не в нашу пользу — воскресенье плюс сиеста (с 12 до 18, по выходным). Не многие будут работать в этот день и в это время. Обошли два квартала, настроение портится, да к тому же напрягает обстановка. Утром город был шумен, не смотря на выходной. Узкие длинные улицы, белье на растяжках, рыба на лотках, горластые аборигены, заполонившие улицы со своими латками. Словно это уже не Европа, а Индия или Африка. На городских дорогах не существует правил, ПДД отсутствует полностью, все машины с большим количеством вмятин и царапин. А еще кучи мусора.

Настроение начало совсем падать, пока не нашли пиццерию …, не далеко от вокзала. Пицца, пиво, не большой счет, и настроение улучшилось.

Набив животы, отправились к Circumvesuviana, откуда отправляются поезда в города, окружающие Везувий. Наша станция — Ercolano Scavi. Стоимость билета в одну сторону — 1.8 евро с человека. Время в пути — 16 минут.

Прибыв на станцию, переходим на вокзал, выйдя из которого, обнаруживаем слева, автобусы (белые комфортабельные маршрутки с шашечками на 8-10 человек) до Везувия – «Vesuvio Express». Стоимость поездки на одного «туда-обратно» — 16.5 евро (включая стоимость входа на территорию вулкана — 6.5 евро). Отправление каждый час, по мере заполнения салона. Может, есть и дешевле, но мы не искали.

Если вы на своей машине, то необходимо проехать по автостраде Неаполь-Салерно (La ferrovia Napoli – Salerno) до поворота на Ercolano, и далее, по Страда дель Везувио (La strada statale 268 del Vesuvio), подняться вверх по склону между потоками застывшей лавы (10 км.). Время в пути – 20-25 минут.

Высота Везувия 1180 метр, завозят почти на самый верх. Но вот последние метры надо преодолевать пешком. Дорога с хорошим ограждением и с подъемом в 8-14%. Вдоль всего пути есть скамейки для отдыха, но только на поворотах дороги. Когда-то подъем был оборудован фуникулером, но во время извержения вулкана в 1944 году он был разрушен и затем демонтирован.

На осмотр вулкана выделяется 1.5 часа. Если не успеете к назначенному времени, ждать маршрутка не будет, на следующем автобусе уехать  получится, сами понимаете почему. В общем, этого времени хватает и на неспешную прогулку и на закупку сувенирами (местное вино, продукты извержения и др.).

Дорога вверх должна занимать 20 минут, мы в это время не уложились, т.к. постоянно останавливались и любовались открывающимся видам. На это ушло 30 минут. И вот мы на вершине и заглядываем прямо в его жерло! С одной стороны кратера поднимается пар. Почти вдоль всего кратера идет тропинка, что позволяет рассмотреть его со всех сторон. Где еще можно так близко ощутить дыхание вечности?

Помните, что у кратера может быть холодно и ветрено. Рекомендую удобную обувь (желательно закрытую, например, кроссовки).

На счет сувениров — на вашем пути будет три-четыре точки — перед входом, непосредственно перед вулканом, посередине и в конце. Запоминайте цены, присматривайтесь к ассортименту с первой точки, т.к. цены разнятся в разы (внизу дешевле, но выбор скуднее).

Мои лучшие рекомендации. Виды замечательные, обстановка поражает воображение, чему способствует история этих мест.

Нагулявшись вдоволь и вернувшись на место, решили искупаться, уж очень манила к себе морская гладь. Спустившись прямо по дороге вниз от вокзала, мы обнаружили перед собой вход на территорию Геркуланума (вход к раскопкам — 11 евро на один день, 20 евро на три дня, включая посещение территории раскопок в Помпеях). Желание окунуться в море было сильно, поэтому мы отказались от идеи побродить по очередным развалинам и отправились дальше. Далее, поворачиваете на право, и вперед по дороге вдоль набережной до вокзала Proscito-Ercolano, 15 мин. ходу. Возвращайтесь либо тем же путем, либо можно уехать в Неаполь с этого вокзала.

Мы, малость сбившись пути, а точнее его не зная, пошли по другой улице, которая потрепала нам нервы — типичный жилой квартал не богатых жителей окрестностей Неаполя — горы мусора, запах гнили, группы молодежи и т.д. и т.п.

Слава богу, все обошлось! Перекусив перед вокзалом и успокоившись, отправились назад в Неаполь.

> Обед: траттория «Trattoria E Pizzeria Rosellino S.A.S.», CSO Garibaldi 374, Napoli. Средняя стоимость счета  — 8 евро/чел.

> Ужин: ресторан «Restorante Frigemma», Ercolano (рядом со станцией). Средняя стоимость счета  — 15 евро/чел.

День 5-й < 09.08.10 >
Маршрут < Неаполь — Капри>
Расстояние < 80 км. >

Опять ранний подъём. В 09:10 отправляется паром на остров Капри.

Перед поездкой на остров рекомендую вам ознакомиться с информацией на острова Капри.

Наш перевозчик — компания «Snav».  Поездка осуществляется на скоростных судах (hydrofoils) от причала, расположенного прямо перед замком (порт Beverello). Для справки, если будете добираться на пароме, то это надо делать от морского вокзала — это левее, если смотреть на море (метров 500 — 600). Не забудьте, что перед посадкой необходимо обменять распечатку билета, купленного через интернет, на оригиналы, в кассе на причале.

Время в пути 40-45 минут. Стоимость поездки — 17 евро в одну сторону на человека.

Остров Капри — «Каменный цветок» Неаполитанского залива находится в 30 км к югу от Неаполя. Капри нас встретил отличной солнечной погодой — +32. Корабли причаливают в порт Grande Marina. Со списком основных достопримечательностей острова можно ознакомиться здесь. Сразу скажу, что одного дня для острова совсем мало. Хотя бы потому, что до большинства мест можно дойти только пешком, а идти не близко и в гору.

Первым делом, если вы здесь на один день и еще не определились со временем возврата, уточните расписание (лучше сразу купить билет) в кассах каждого перевозчика (возможны изменения из-за шторма). Они располагаются справа, при выходе на площадь с причала. Мы возвращались на последнем рейсе компании Caremar в 22:20 с прибытием в 23:15.

Здесь же рядом находится касса, где продаются билеты на городской транспорт. Если вы планируете ходить пешком, много билетов не покупайте. Например, подняться пешком до центра города можно за 10-15 минут (подъем, как понимаете, в гору, так что рассчитывайте свои силы), а на фуникулере и автобусе за 5 минут + время ожидания в очереди (с утра и до обеда не маленькие).

Фуникулер располагается перед причалом, автобус в 3 минутах от причала налево.

Наш день мы распланировали так — пешая прогулка на холм к владениям Тиберия — Вилла Йовис (Вилла Юпитера), затем спуск по дороге Круппа и прогулка на лодке вокруг острова.

Пешая прогулка к вилле «Йовис» у нас заняла 2 часа (около 2 км. в гору по маленьким городским улочкам, кое-где переходящим в лестницы), включая прогулку по территории. Стоимость входного билета — 2 евро. Она в изрядных развалинах, но стоит того. По размерам, которые предстали перед нашим взором, её можно смело назвать «Императорский дворец Тиберия». К сожалению, фото не передают ощущения огромности и величественности руин, высотой в 3-4 этажа, с множеством ярусов и переходов. Зато виды сверху шикарные: Неаполитанский залив, Везувий, о.Искья. Сюда бы профи – с настоящим фотоаппаратом, а не моей мыльницей. Если верить легенде, то Тиберий любил сбрасывать с этой вершины провинившихся рабов и наблюдать за их падением, а лететь им приходилось довольно долго.

Тиберий был не дурак, место для своей резиденции выбрал отличное.

Вниз мы спускались по уникальной Via Krupp, это извилистая дорога длиной 1350 м., была сооружена по инициативе немецкого магната Альфреда Круппа в 1902 году. Дорога ведет от его виллы к морю. Время в пути из центра до причала Picolla Marina (бывший небольшой порт на противоположной стороне, теперь это основная пляжная зона) — 1 час. А обратно в Капри мы уехали автобусом.

Вдоволь нагулявшись, пошли за лодкой. Очень уж манила идея самостоятельно проплыть вдоль острова. Аренда лодок там же, где и билеты. Компания называется Banana Capri. Стоимость аренды в высокий сезон (апрель-октябрь) — 90 евро за 2 часа, включая топливо (далее 30 евро за каждый час).

И вот, пройден короткий инструктаж «что к чему», получена карта, и мы поплыли. Признаюсь, поначалу было страшно, особенно проплывать рядом дорогих яхт и мимо скал. Через 15 минут я уже вошел во вкус.

Прогулка удалась на славу. Даже вместо запланированных 2-х часов проплавали 3 часа.

Советую, не пожалеете. Красивые виды со стороны – море, скалистые берега, гроты (к сожалению,  не удалось попасть в известный «Голубой грот» (Azzuro Grotto) — уровень воды был высокий),  свобода передвижения и купаний. Самое примечательное на Капри — это конечно же море! Кристально-прозрачное, очень чистое (дно видно до 8 — 10 метров), пронзительно-голубого цвета (не забудьте взять с собой маску).

Полный круг вокруг острова проплыть не удалось, под конец, со стороны маяка, поднялся ветер и волны (нас о возможности этого предупреждали).

Вернувшись на землю, довольные и счастливые, отправились ужинать.

Скажу наперед, что внизу все закрывается между 19-20 часами, работает только фуникулер (до 23 часов).

Подкрепившись, отправились в центр немного прогуляться и скоротать время до парома.

Центр. Запах дорогих сигар и изысканного парфюма, блеск бриллиантов и фотовспышек, красота нарядов и шик ресторанов….»Вампиры» повылезали из своих апартаментов. И лимузины-такси с открытым верхом.

Мы покинули сие шумное местечко и отправились к дороге Круппа, где и провели остаток времени за бутылочкой Azzuro Nаstro, любуясь ночными видами со скалы, вдыхая волшебные ароматы острова. С каждым вдохом в тебя втекает сила и здоровье, а оптимизм начинает зашкаливать.

И вот, наш паром покидает сказочный остров, очертания которого, постепенно растворяются в ночи. Римские императоры знали толк в жизни!

Необходимо еще раз сюда вернуться, т.к. остался не посещенным город Анакапри, говорят туда стоит поехать ради подъема по канатной дороге на Монте Соларо — таких видов редко где можно увидеть. На самом деле, здесь много чего стоит увидеть и посмотреть.

P.S. Хочу поделиться одной легендой об острове, которую обнаружил чуть позже: молодая римлянка, которой запретили соединиться с возлюбленным, с горя бросилась в море и окаменела. Юноша же, не вынеся такой потери, превратился в Везувий, что, порой просыпаясь, гневается и выбрасывает из своего жерла потоки лавы и фейерверк камней.

> Обед: ресторан «Il Ristoro», Via C. Colombo 2-3, Capri. Средняя стоимость счета  — 9 евро/чел.

> Ужин: набережная закусочная. Средняя стоимость счета  — 10 евро/чел.

День 6-й < 10.08.10 >
Маршрут < Неаполь — Позитано>
Расстояние < 150 км. >

Сегодня денек выдался немного сумбурным. Решили убить двух зайцев: прогуляться по Неаполю и искупаться на Амальфитанском побережье в Позитано. В общем, можно сказать, это удалось.

А почему «можно»? Потому что надо заранее все продумывать до мелочей, не только что хочется, но и какими способами это можно сделать.

Опоздав на утренний поезд до Сорренто, решили устроить себе 3-х часовую обзорную прогулку по центру Неаполя. Оказывается не все так плохо здесь, есть очень красивые улицы и кварталы. Но более детальный осмотр Неаполя будет в следующий раз, сейчас в планах море и солнце.

Поезд в Сорренто отправляется со станции Piazza Garigaldi (P.Ga), это рядом с центральным вокзалом. Стоимость билета — 3.40 евро в одну сторону с человека. Время в пути: от 55 мин. до 1 ч. 15 мин., в зависимости от типа электрички (со всеми остановками или экспресс, в расписании он обозначен как DD).

В Сорренто необходимо сделать пересадку на автобус, далее поезда не ходят. Компания SITA (голубые автобусы) курсирует вдоль побережья от Сорренто до Амальфи, от Амальфи до Сорренто, от Амальфи до Равелло. Остановка находится прямо перед вокзалом, билет на автобус необходимо купить в кассе вокзала (3.6 евро с человека), там же попросите расписание поездов и автобусов (в виде маленькой книжки, бесплатно). Маршрут нашего автобуса: Сорренто-Мета-Позитано-Амальфи. До Позитано 17 км., в пути — 35-45 минут.

Прибыв в пункт назначения, мы тут же рванули на пляж по извилистым улочкам Позитано. 3 часа купания и назад в Неаполь.

***   ***   ***

P.S. Общее впечатление. Неаполь. Не зря говорят, что Неаполь или приводит в восторг, или сильно не нравится. Это город бросающихся в глаза социальных контрастов, в котором, скорее, больше видна бедность (может, в силу того, что богатые в центре предпочитают не жить, как у нас). Город, полный иммигрантов, легальных и нелегальных (все-таки – крупнейший порт). Город, остающийся очень красивым, несмотря ни на что.

О пицце – ей тысячи лет, пища бедняков, которые собирали все по сусекам. Но официальная и знаменитая пицца была «создана» более 100 лет назад для первой королевы Италии Маргариты Савойской, с тех пор мы и знаем (а многие – любят) пиццу «Маргарита». Есть даже ежегодный фестиваль пиццы – додумались, молодцы. (Почему у нас нет подобных фестивалей?). Но неаполитанцы шустрее.
Если вы в Неаполе надолго, обязательно посетите следующие достопримечательности:  замок Маскио Анджоино с башнями, и Королевский дворец, рядом с которым находятся конные статуи с «Укротителями коней», подаренные из России императором Николаем I; замок Кастель Сант-Эльмо, возведенный в 1329 (он невероятно красив), Картезианский монастырь Чертоза ди Сан-Мартино – находится рядышком – это прекрасная обзорная площадка с видом на Неаполитанский залив. Не забудь-те про Собор Сан Дженнаро, там есть Капелла Сан Дженнаро (Св. Януария), там и хранятся останки святого. А он — покровитель Кампании, всей этой области. Там же и сосуд с застывшей кровью святого, она имеет обыкновение несколько раз в год становится жидкой – и это благо для неаполитанцев. Иначе, считается – городу беда.
Королевский дворец (Палаццо Реале) с библиотекой редчайших рукописей и прекрасным музеем – тоже стоит времени и сил. В Палаццо ди Каподимонте – великолепная коллекция оружия и живописи. Рядышком — катакомбы Сан Дженнаро, где находится его тело. Театр Сан Карло – считается одним из лучших по акустике. А вот напротив театра — огромный торговый пассаж со стеклянной крышей — Галерея Умберто I – можно просто посмотреть издали. У кого есть время – съездите на островок Санта Лючия. Он хорош сам по себе, и крепостью.

День 7-й < 11.08.10 >
Маршрут < Неаполь — Милан — Варенна — Белладжио>
Расстояние < 900 км. >

Милан, Центральный вокзал – Milano Centrale (c вокзала Cadorna поезд идет до Como, а с вокзала Porta Garibaldi — до Lecco).

Погода не радует — пасмурно, идет дождь. Одна мысль греет, что через час поезд на Белладжио и что погода там будет лучше.

Ну а пока, в ожидании поезда, наслаждаемся чашечкой каппучино и круасаном в местном кафе (6 евро на двоих), обсуждая планы предстоящего путешествия.

10:20. Поезд в Варенну (Varenna-Esino). В пути 1 ч. 3 мин., стоимость — 7.65 евро в 1 классе на человека. Вагон был практически пустой, так что доехали спокойно, любуясь пейзажами за окном, которые открылись минут через 25.

Вот и оно, долгожданное озеро Комо (Lago di Como). Это третье по величине озеро Италии и одно из самых глубоких озер Европы (410 м. в местечке Нессо). Вода в озере чистая, прозрачная, цвет меняется в зависимости от суток дня, то голубая с оттенками сапфира и кобальта, ультрамарина и бирюзы, то темная, как скальные породы. Представляет собой три рукава примерно по 25 км. и  шириной до 4 км, что придает ему оригинальную и неповторимую форму. Некоторым она напоминает перевернутую букву Y, некоторым —  силуэт бегущего человека. Своей форме озеро обязано впадине, образованной в ледниковый период рекой Адда. А поэтичные итальянцы, увидев в этом капризе природы очередное подтверждение романтичности своей земли, именуют два залива – озером Венеры и Дианы. Расположено оно в оправе известняковых и гранитных гор высотой до 600 м с юга и 2600 м с севера. Самая высокая вершина – Монте Леньоне (Monte Legnone, 2609 м), она возвышается над Колико на севере. Три сходящихся рукава озера называются по именам городов, у которых они берут начало: Комо (Como), Лекко (Lecco) и Колико (Colico). Следует отметить, что каждый рукав имеет свою индивидуальную характеристику: Колико – дикий и чистый, Лекко – настоящая драгоценность, Комо – утонченный и элегантный. Местность между рукавами Комо и Лекко именуется «Ларианским Треугольником» (Triangolo Lariano). С севера озеро Комо надежно защищено грядой Альпийских гор. Благодаря этому, а также большой площади водной поверхности, на озере установился климат, близкий к средиземноморскому, что создает отличные условия для роста тропических и субтропических растений. Самый жаркий период приходится на июль, когда средняя температура воздуха повышается до +30С, а вода прогревается до +24С. Сезон дождей в районе Комо, как правило, приходится на май. В остальное время погода мягкая. Но, как тут говорят, погода может меняться по несколько раз на дню. На одном берегу может лить дождь, а на другом светить солнце. Как-никак, горная область и погодные сюрпризы здесь никого не удивляют.

Отправляемся на паром. Найти причал не составило проблемы — выходишь с вокзала и далее прямо вниз по дороге, следуя указателям (5-7 минут). Пришли во время, как раз через 5 мин. отправлялся паром в Белладжио. Кстати, в честь этого городка названо самое богатое казино-отель в Лас-Вегасе.

Стоимость поездки на одного в одну сторону – 3,80 евро.

Отмечу, что навигация на озере крайне развита и представляет собой отдельную достопримечательность. Можно купить безлимитный билет на один день, действовать начинает в день покупки и стоит 11 евро. По нему разрешено совершать поездки по маршруту Варенна-Белладжио-Менаджио-Тремеццо-Ленно. Покупать его имеет смысл тогда, когда вы будете точно знать, что в этот день будете много плавать в данном конкретном районе. Навигация делится на дальнюю (города Como, Lecco и Colico) и ближнюю (Mid-Lake Shuttle). По озеру ходят корабли, паромы (с возможностью перевозки авто до Cadennabia и Varenna, каждые пол часа) и скоростные катамараны (Servizio Rapido до Como и Colico). Если есть желание покататься на самолете, то добро пожаловать в город Комо (45 минут на скоростном катамаране от Белладжио или 2 часа на корабле). Кстати, Комо – единственная база в Европе для самолетов с посадкой на воду. Цена варьируется от 50 до 100 евро с человека.

Бросив якоря в Белладжио (77 км к северу от Милана, 30км на северо-восток от озера Комо) и взяв карты в Tourist Point на причале, стали соображать, куда и как двигаться дальше. Городок опоясывает одна дорога снизу вверх, остальное — это улицы со ступеньками вверх и такой весь центр. До отеля добираться минут 15. С чемоданом по ступенькам как-то было бы не очень, отправились по дороге. Однако, наверху, через перевал пришлось чемодан нести 5 мин., жалко было его по булыжникам везти.

Отель «Nuovo Miralago» сразу понравился. Находится в спокойном месте, практически на берегу, чистый и уютный, из номера открывался вид на холм и частично на озеро. Стоимость: 80 евро в сутки за двухместный номер с завтраком.

Приведя себя в порядок, разобрав материалы и определившись с планами, отправились в город. Решено было сегодня совершить пешую прогулку по городу и его окрестностям, согласно рекомендованным маршрутам в буклетах.

Экскурсия в целом вместе с обедом и посещением пляжа заняла 5 часов. На своем пути, прогулялись по ботаническому саду виллы Melzi.

Виллы здесь заслуживают особого внимания, это своеобразная визитная карточка озера. У каждой из них своя история. Виллы находиться как в частном владении, так и в государственном. Кто-то стал музеем – вилла Карлотта (Villa Carlotta), вилла Джулиа; а кто-то шикарным отелем — вилла Сербеллони (Villa Serbelloni) и вилла д’Эсте (Villa d’Este).

Стоимость посещения виллы Мельци д’Эрил, а точнее ее сада — 6 евро (работает с 9 до 18:30), билет действителен на весь день. Дополнительно вам выдадут карту с указанием, где и что растет. Очень красивый сад, много чего нового из растительного мира я для себя открыл, ну а Ливанский кедр и Секвойи — это нечто. Вилла богата археологическими находками, статуями, скульптурами; имеется небольшой античный храм в арабском стиле. На саму виллу не пускают. Обедали мы в ресторане, рекомендованном в интернете рядом с этим садом…

В конце сегодняшнего пути, сходили на смотровую площадку Punta Spartivento (“wind-dividing point”), с которой открывается вид на три рукава. Кстати, именно эта точка рекламируется как самый красивый вид на озеро. Эта площадка находится в 10 минутах от центра города.

Прогулка закончилась в очередном ресторане с видом на озеро. Красота!

> Обед: ресторан «Restorante Alle Darsene di Loppia», Via al Porto 1, Bellagio. Средняя стоимость счета  — 17.5 евро/чел.

> Ужин: ресторан «Ristorante Pizzeria Bar Carillon S.N.C.», Lungo Lago Manzoni 8, Bellagio. Средняя стоимость счета  — 32.5 евро/чел.

День 8-й < 12.08.10 >
Маршрут < Белладжио>
Расстояние < 35 км. >

Всю ночь громыхало как из пушки, лил дождь, только в 10 утра закончился. И только завтрак в отеле скрасил настроение, испорченное погодой. Это что-то, давненько так не завтракали, аж были этим застигнуты врасплох, при таком разнообразии не знали за что хвататься — «Шведский стол», а не кофе с круасаном.

Ну, а после столь сытного завтрака, решили отправиться в небольшой поход. Выбрали маршрут, рекомендованный в специальном буклете по трекингу. Главная цель которого — восхождение на гору St.Primo (1686 м.). Говорят, что с горы Сан Примо в особенно ясные дни можно различить Альпы, гору Мон Бланш в Ортле и статую Мадонны на Миланском соборе.
Весь путь, а у нас получилось по протяженности 35 км., занял 8,5 часов. Прогулка получилась очень интересная, но не для всех ног она подойдет. Как вариант по экономии времени и сил, автобус или машина до одноименного городка, а оттуда уже восхождение на гору. Если верить справочнику, то из городка до вершины 1,5-2 часа пути.

К сожалению, увидеть все увидеть нам не удалось — небо было полностью затянуто тучами. На подходе к вершине видимость была нормальной, но на верху — видимость нулевая, сплошной туман, мы там были словно «ежики в тумане». Слава богу, не было дождя!

На обратном пути мы перекусили в замечательном ресторанчике. Жаль, что немного опоздали, не удалось отведать местное блюдо, ресторан закрылся. Но хозяйка ресторана нам не отказала и предложила перекусить обжареной говядиной с вином. Очень вкусно и сытно. Подкрепившись, мы отправились «домой».

Вознаграждением в конце пути были купание в озере и вкусный ужин.

> Ужин: ресторан «Ristorante Bilacus S.N.C.», Salita Serbelloni, Bellagio. Средняя стоимость счета  — 23.50 евро/чел.

День 9-й < 13.08.10 >
Маршрут < Окрестности озера Комо>
Расстояние < 30 км. >

Несмотря на пятницу 13-ое, день выдался отличным. Не подвела и погода.

В планах на сегодня — «виллинг», осмотр вилл на противоположном берегу озера Комо.

Поскольку ожидалось несколько переправ, решено было купить себе по однодневному билету без ограничений по числу поездок за 11 евро

Первая остановка в городке Тремеццо, где  находится вилла Карлотта, знаменитая своим садом в итальянском стиле – с многочисленными фонтанами, скульптурами и лестницей, спускающейся прямо к воде. Находится вилла на высоте 201 м над уровнем моря и занимает площадь 70 тыс. кв.м. Ботаническая коллекция парка превышает 500 древесных видов. Стоимость входного билета с осмотром виллы и сада (отмечу, что сад виллы вошел в «Top-10 Вилл Италии 2010») — 8.5 евро с человека.

Общее впечатление: это стоит увидеть, не пожалеете ни денег потраченных на вход, ни времени. У нас прогулка заняла 2 часа. Говорят, что идеальное время посещение виллы – весна, когда зацветают здесь более 150 видов рододендрон и азалий.

Следующая вилла по плану — вилла Бальбьянелло (Villa del Balbianello). От виллы Карлотта своим ходом у нас получись чуть более часа. Можно и на пароме до станции Lenno. Рядом с пристанью есть недорогой Sport Bar, где мы и перекусили.

От бара до виллы, если через парк минут 30-40 пешком. Парк работает по субботам и воскресеньям. Мы там были в пятницу и единственным путем (в четверг и пятницу), как можно попасть на виллу, был путь посредством водного такси. Такси находится по левую руку, на пути к парку, ориентируйтесь на указатели. Стоимость в одну сторону — 5 евро, в обе — 6 евро. Стоимость входа на виллу — 5 евро (если через парк — 8 евро).

На наш взгляд, это самая лучшая из того что мы видели, не беря во внимание убранство виллы и отсутствие шикарных садов. Она нас покорила своей с одной стороны романтичностью, с другой — строгостью, а еще тем, что она принадлежала путешественнику. Посещение самой виллы возможно только по предварительному заказу и при обязательном сопровождении гида.

Кстати, здесь снимались эпизоды фильмов «Звездные войны: Эпизод второй — Атака клонов» и  «Казино Рояль», где Джеймс Бонд произносил своё прославленное «Смешать, но не взбалтывать!». К слову, многие виллы на озере Комо «засветились» в кино. А некоторые актеры, даже приобрели виллы себе в собственность, например: почетный гражданин города Лальо Джорж Клуни – вилла Олеандра.

Зарядившись энергией этого места, мы отправились в Варенну, чтобы подняться к смотровой башне, однако этого сделать не успели, вход на ее территорию закрывается в 18 часов. Немного расстроившись, мы спустились с горы с другой стороны, что отчасти компенсировало нам то, что мы не увидели с башни.

Еще на озере есть единственный остров Комачина (Isola Comacina), на котором мы не успели побывать. У острова интересная история и там тоже есть, на что посмотреть. Остров известен удивительным рестораном «Locanda dell’Isola Comacina». Его владелец — известный в Европе шеф-повар Бенвенуто Пуричелли. В 1976 году он вернулся в родные места и открыл на острове ресторан, меню которого создано на основе кухни сороковых годов. Клиентов сразу предупреждают — никакого выбора нет и быть не может. За 40 евро вам предложат четыре перемены блюд плюс десерт. Меню: томаты с лимоном и прошутто, овощи-гриль, лосось, птица и десерт. И все это подается «под аккомпанемент» прекрасного итальянского вина.

Моя рекомендация – сайт Fuoristagione.net – путеводитель по озеру Комо.

Если вы планируете поездку в этот район на неделю, вас наверняка будет мучить вопрос: сможет ли человек среднего достатка и отпускным недельным бюджетом в пределах 1000 евро на человека позволить себе отдохнуть в таком престижном и относительно дорогом месте? Ответ: ДА! Нас тоже пугал этот вопрос – как и что там: жилье, питание, развлечения… Но оказалось, не все так страшно.  Если вы планируете поездку на продолжительный срок, то в этом случае лучше бронировать не отель, а арендовать квартиру или номер в 2** отеле или в отеле B&B. Можно воспользоваться услугами сайтов www.holiday-rentals.co.uk или www.vacanzelago.com. Стоимость питания на озере, практически ничем не отличается от цен Рима или Неаполя – средний счет на человека – 15 евро.

Дополнительную информацию и интересные факты о Белладжио можно прочитать здесь (фаил в формате DOC).

> Ужин: ресторан «Ristorante Bilacus S.N.C.», Salita Serbelloni, Bellagio. Средняя стоимость счета  — 17 евро/чел.

День 10-й < 14.08.10 >
Маршрут < Белладжио — Милан>
Расстояние < 65 км. >

Пока, Белладжио! Здравствуй, Милан!

Отлично позавтракав, отправились на паром, отплытием в 10:00. Поезд в 10:37. Все очень удобно.

Обратно ехали в вагоне 2-го класса за 5.6 евро с человека. Разницы практически никакой. Только кресла чуть пожестче и народу побольше.

Милан вновь нас встретил дождем (лило весь день) и +19, хорошо отель рядом с вокзалом, в 7 минутах ходьбы.

Поселились в отеле Serena**. Отель большой, номера тоже просторные, чистые, с большими кроватями и ванными, по крайней мере, у нас был такой. Одно не понравилось, номера немного мрачноватые — цвет стен и темная деревянная мебель. Завтрак чуть побогаче чем в Риме: йогурт, кофе, сок и др. мелочь.

На сегодня был один большой план – его величество shopping вместе с «SALDI»: подарки, сувениры, одежда.

Этому, как раз способствовала и погода – дождь. Кстати, если у вас с собой не будет зонтика, не беда, на улицах с первой же каплей дождя, словно грибы, появляются иммигрантов, наперебой предлагающие китайские зонтики по 5 евро, который потом будет не жалко выкинуть. Скидки в свою очередь, добавляли азарта и адреналина.

(На заметку: зонтик, перед входом в магазин или ресторан, необходимо оставить у двери в специальном бочке, напоминающим мусорный или убрать в сумку, иначе вас не пустят внутрь заведения).

Сезон распродаж — «Saldi» длится в Риме с середины июля до середины сентября и в период между Рождеством и первой неделей марта. В это время ведущие модельеры значительно снижают цены на свои «произведения» (от 20 до 70%). Более дешевая одежда продается в магазинах менее известных модельеров, распродается также обувь и аксессуары. Стоит обращать внимание на то, что на каждом уцененном товаре должна быть указана первоначальная цена. Тотальная распродажа — «Liquidazioni» обычно предполагает самые низкие цены, другие вывески в витринах, например «Vendite promozionali» — (рекламные цены) и «Sconti» — (скидки), часто помещаются лишь для того, чтобы заманить Вас в магазин. Вывеска на двери с надписью «Entrata libera» означает приблизительно «Загляните просто так».

Время работы магазинов. Как правило, магазины открыты с 09:00 до 13:00 и с 15:30 до 19:30 (с 16:00 до 20:00 летом). В центре города некоторые магазины работают с 10:30 до 19:30. В воскресенье большинство магазинов закрыты (кроме воскресенья перед Рождеством). В августе жизнь в городе фактически замирает. Большинство магазинов закрывается как минимум на две недели до или после 15 августа, когда отмечается государственный праздник Ferragosto (Успение) и с этого дня начинается официальный период отпусков, одновременно по всей стране. Закрывается до 80% кафе, ресторанов, офисов и т.д.

К примеру, очень долго искали, где покушать не далеко от центра, то что было открыто, либо дорого (в среднем от 25 евро на человека), либо общепит. Остановились на последнем варианте, заодно решили посмотреть, как с этим обстоят дела здесь. Обедали в МакДональдсе. По отдельности ничего толком не купить, одни комплексные обеды.

Ужинали в Spizzico, пиццерия, что-то типа МакДональдса.

> Ужин: ресторан «Spizzico» (рядом с отелем). Средняя стоимость счета  — 9 евро/чел.

Информация для шопоголиков. Налог на добавленную стоимость (итал. IVA) составляет от 12% на одежду до 35% на особо ценные товары, такие как ювелирные изделия и меха. Цены на товары, как правило, уже включают налог. Для покупателей, приехавших в Италию не из стран Европейского союза, допускается возмещение суммы IVA (Tax Free) в индивидуальном порядке, если стоимость покупки превышает 155 Евро, но это сопровождается утомительной бюрократической процедурой. Проще всего в этом случае совершать покупки в магазине с вывеской «Euro Free Tax» — (налог не взимается). Покупая товар, предъявите паспорт и заполните бланк. В свою очередь магазин вычтет сумму IVA из стоимости товара, выдаст вам копию заполненной формы и отошлет свою копию в Милан в Организацию свободной от налога торговли, которая и займется бумажной волокитой. Если вы пожелаете сделать покупку в магазине, не входящем в систему «Euro Free Tax», то вы должны при выезде из страны получить штамп итальянской таможни на магазинной квитанции продавшего товар магазина, показав таможенникам покупку. Затем отошлите квитанцию со штампом в магазин, который должен будет выслать вам компенсацию или получите ее в аэропорту. Если у вас перелет с транзитом через другую европейскую страну, то печать таможни и получение наличных необходимо сделать там, в последней европейской стране вашего пути).

Очень сложно смириться с тем, что приличные рестораны закрываются с 2-3 до 7-8 вечера на сиесту. И им все равно, что в городе тысячи голодных туристов, готовых оставить много евро за обед. Что ни на одном магазине нельзя найти часов работы, а фразы «мы открыты с 9 до 18» в итальянском, по-моему, нет в принципе. Что на пешеходном переходе машина остановится только, если между пешеходом и тротуаром не останется места для объезда, а знаки «парковка запрещена» и «одностороннее движение» так же эффективны, как и социальная реклама с перечеркнутой бутылкой пива. Когда же загорается зеленый свет светофора, то практически невозможно успеть перейти дорогу, зато оранжевый горит долго, можно смело идти, но соблюдая осторожность.

День 11-й < 15.08.10 >
Маршрут < Милан — Мюнхен — Москва >
Расстояние < 2870 км. >

Погода улучшилась, солнечно, +23. В след за этим поднялось и настроение.

В планах на день — обзорная прогулка по Милану. По маршруту, предложенному в путеводителе.

Хочу сказать, наверное, важную вещь, чтобы не было расстройств от поездки в Милан: Италия, большей своей частью, настраивает на романтический лад, где даже «жесткий» человек да выдаст капельку сентиментальности, путешествия по городам Италии. Милан — это промышленный и финансовый оплот страны, центр моды и бизнеса. Неземные удовольствия остаются за его пределами, здесь же, земные удовольствия к вашим ногам. Лучше всего, на мой взгляд, заканчивать поездку по Италии именно в Милане, своего рода, как подготовка к возвращению домой – рев скутеров, суета большого города, блеск бутиков, все это и многое другое будет возвращать вас «с небес на землю».

Поэтому, приехав сюда, постарайтесь настроиться на волну мегаполиса, и отправляйтесь в путь на прогулку по чистым миланским улочкам города, с желанием прикупить себе нечто такое, чем можно будет потом похвастаться перед друзьями дома. И вы не расстроитесь от того, что вы здесь, вернулись к тому, от чего уезжали из Москвы (например).

Гуляйте и наслаждайтесь городом!

Из того что увидели, очень понравилась — церковь Санта-Мария-делле-Грацие, в которой находится шедевр Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря«; Миланский собор — Дуомо; арка Мира (Arco della Расе) в честь Наполеона и площадь передней, что в парке Sempione. У нас получился такой маршрут, назовем его – Прогулка по Милану за 3 часа.

> Обед: ресторан «Bar Castello», Piazza Castello 2, Milano. Средняя стоимость счета  — 10.50 евро/чел.

В аэропорт решили ехать на автобусе, уточнив предварительно, у водителей, нет ли пробок на пути в аэропорт. К тому же, автобусная станция находится на центральном вокзале (если стоять лицом к вокзалу, то по правую руку). Стоимость проезда — 7.5 евро с человека (перевозка багажа входит в стоимость). Время в пути — 50 минут. Отправляются каждые 15-30 минут, в зависимости от компании.

Аэропорт Мальпенса (Malpensa). Ожидание посадки проводим в Duty Free, надеясь во время улететь. Но не тут то было, объявили о проблеме с самолетом а/к Air Dolomiti. Прошел час. Два часа. Среди пассажиров начинает бродить слух о том, что возможно придется ночевать в Германии.

Случайно узнаем (на стойке посадки), что можно получить купоны для Refreshment (напиток + сэндвич). Очень мило, однако. Но только мы его отоварили, как объявляют посадку. Пришлось отказаться от пива, сэндвич пихать в сумку и бежим на посадку.

Ура! Мы в самолете, стюардесса сообщает, что пассажиров следующих в Россию, самолет будет ждать. Интересно, какую историю рассказали тем, бедным, ожидающим в Мюнхене?!

Полетели! Первые полчаса полета были нормальными, но в воздушном пространстве Германии стало потряхивать довольно сильно, сотрудники даже не всем перекус успели раздать, аж стаканчики с напитками прыгали по столику. А тут еще начала подкрадываться мысль о том, что же на самом деле случилось с самолетов, что мог повредить автобус у самолета, становилось страшновато. Тут за окном показались огни аэродрома, сердце немного успокоилось.

Посадка. Перекрестились.

В аэропорту нас встречает сотрудник и дает инструкции о том, куда идти на посадку. Быстро проходим паспортный контроль. Из десятка стоек работает одна, народу никого вообще. Досмотра не было, т.к. уже все закрыто. Похоже, что и водитель автобуса был единственный, так как всю толпу плотненько затолкали в один автобус. Через 15 минут взлетаем.

Москва. Домодедово. Быстро проходим контроль, с надеждой так же быстро получить свой багаж. Но и тут облом. Те, кого ждал самолет, свой багаж не получили, не успели перегрузить с рейса на рейс, а держать еще самолет было совсем накладно, как я понимаю. Пришлось пройти процедуру оформления документов на розыск багажа. Через час мы, наконец, выходим из аэропорта, садимся в такси и едем домой. Дым. Смог.

P.S. Багаж доставили на следующий день, стоит отдать должное Домодедовской службе. J

Италия, конечно, модная и крутая во всем. Крутые витрины магазинов и костюмы на местных жителях, модное метро и нереально крутая мачо-полиция. А вообще здесь легко и хорошо. И даже если погода подкачала, всегда найдется источник хорошего настроения. Еще, меня очень тронула их вежливость, слова «Grazie!» (Спасибо) и «Prego» (Пожалуйста) – это необходимость.

Арривидерчи!

Ваш отзыв Это ваш шанс быть услышаным!

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

BlogMemes.ru Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых Яндекс.Метрика
Анализ посещаемости сайта Cила апдейта поисковой выдачи Яndex